портрет Шостаковича

Биография

 

Детство. Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в петербургской семье инженера-химика и пианистки 25 сентября 1906 года.

Известно, что Шостакович рос в музыкальной семье. Его мать, Софья Васильевна, была замечательной пианисткой, проучившейся в консерватории несколько лет, а отец, Дмитрий Болеславович, очень любил музыку и еще неплохо пел. Любители музыки были и среди знакомых семьи композитора. Многие из них принимали участие в музицировании у них дома.

Из рассказов самого Шостаковича известно, что и из соседней квартиры часто звучала музыка. Там проживал инженер, отличный виолончелист и большой любитель камерной музыки. Со своими друзьями он часто разыгрывал квартеты и трио Бетховена, Бородина, Гайдна, Моцарта и Чайковского. Маленький Шостакович нередко забирался в коридор, чтобы послушать их игру. Это длилось часами. Родители его тоже устраивали музыкальные вечера. Разумеется, это все ярко запечатлелось в его памяти.

 

Мать Шостаковича была не просто пианисткой, а педагогом фортепианной игры для начинающих. Она и обучала своих детей музыке - будущего композитора и двух его сестер, старшая из которых впоследствии стала профессиональным музыкантом.

 

Первая Мировая война и Октябрьская революция 1917-го года пришлись на детство Шостаковича. Поэтому он постоянно наблюдал реакцию домашних на эти события, что вполне объяснимо, ведь они занимали умы практически всех современников. Кроме того, сам он также был непосредственным свидетелем некоторых исторических событий. Так, 3-го апреля 1917-го года, будучи одиннадцатилетним мальчиком, он оказался на площади у Финляндского вокзала в толпе людей, слушавших речь В. И. Ленина.

 

К этому же периоду относятся и его первые опыты в сочинении музыки. Начал он в девять лет. Среди его фортепианных пьес, сочиненных в период 9-ти - 11-ти лет,- «Гимн свободе» и «Траурный марш памяти жертв революции». Таким образом, мы видим, что стремление передать музыкой впечатления и переживания, связанные с важнейшими событиями текущей жизни, обнаружилось еще в детские годы. Станет это характерным и для Шостаковича как зрелого композитора.

 

Консерватория. Будущий композитор некоторое время проучился в одной из частных музыкальных школ. А в 1919 году, когда ему было 13 лет, он поступил в Петроградскую консерваторию. Поступил он сразу по двум специальностям - композиция и фортепиано.

 

В консерватории Шостаковичу посоветовали серьезно заняться композицией. Совет дал Александр Константинович Глазунов, тогдашний директор Петроградской консерватории. Он увидел в тринадцатилетнем мальчике «одну из лучших надежд нашего искусства». В экзаменационном листе он так охарактеризовал Шостаковича:

 

«Исключительно яркое, рано обрисовавшееся творческое дарование. Достойно удивления и восхищения...».

 

Все, кто слышал игру юного пианиста-композитора, относились к ней восторженно. Писатель Константин Федин встретил Шостаковича в одном из Петроградских домов и описал того, как худенького мальчика, который, к его изумлению превратился в дерзкого музыканта, едва сев за рояль. Он описал «неожиданные сочинения», заставлявшие «переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно, до смеха или до слез».

 

Шостакович восхищал своими произведениями и сверстников, собиравшихся с ним в композиторском кружке консерватории. Особенно сильные эмоции у всех вызывали яркие «Фантастические танцы» для фортепиано. «Фантастические танцы» до сих пор сохраняются в репертуаре пианистов.

 

Шостакович сильно увлекался учебой в консерватории. Впоследствии, он отзывался о своих учителях с благодарностью. Это были Л. В. Николаев (класс фортепиано) и М. О. Штейнберг (класс композиции). Также он был очень признателен А. К. Глазунову. Ведь тот не только активно интересовался успехами ученика в творчестве, но и непосредственно заботился об условиях его жизни. В 1922-м году у Шостаковича умер отец. Положение семьи сильно ухудшилось, и Глазунов выхлопотал персональную стипендию для одаренного ученика.

 

Все же одной стипендии было недостаточно. Поэтому, не отрываясь от занятий, Шостаковичу после смерти отца поступил на работу в кинотеатре «Паризиана» на Невском проспекте. Он работал музыкальным иллюстратором. Эта профессия была очень распространена в годы немого кино. Музыкальные иллюстраторы озвучивали кадры фильмов игрой на фортепиано. Опыт этой работы потом очень пригодился Шостаковичу.

 

Шостакович окончил консерваторию по фортепиано в 1923, а по композиции - двумя годами позже.

 

Очень много сочинений написано им в консерваторские годы. Среди них и симфонические партитуры, и фортепианные пьесы, и романсы. Из симфонических партитур наиболее крупной является дипломная работа молодого композитора - первая симфония.

 

Музыканты знают, что симфония всегда была самым сложным жанром инструментальной музыки. Композитор, сочинивший значительное произведение этого рода в возрасте 18-19 лет -  редкий случай. Однако именно так обстоит дело с Шостаковичем. Заметным событием музыкальной жизни Ленинграда стало исполнение его симфонии 12 мая 1926 года. Мать Дмитрия Дмитриевича писала в письме: «...самый большой успех выпал на Митину долю. По окончании симфонии Митю вызывали еще и еще. Когда наш юный композитор, казавшийся совсем мальчиком, появился на эстраде, бурные восторги публики перешли в овацию».

 

Очень скоро, меньше чем несколько лет симфонию исполнили в Соединенных Штатах Америки и Германии. В США она прозвучала под управлением Ооновского и Тосканини, в Германии - под управлением Бруно Вальтера и Отто Клемперера,.

 

Надо отметить, что со временем восприятие симфонии сильно менялось. Сперва в ней больше отмечали озорство, этакую театральность и юношеское настроение. Затем все больше стали обращать внимание трагические образы, заключенные в музыке, на траурные ритмы. Многогранное содержание произведения юного композитора раскрывалось перед критиками и слушателями постепенно. В нем чувствовалось влияния различных композиторов: Скрябина, Стравинского, Прокофьева... Но, не смотря на это, они преломлены в собственном стиле Шостаковича; музыка первой симфонии сама по себе самобытна.

 

После окончания консерватории. Хотя его симфония и имела большой успех, молодой композитор озадачился проблемой сразу после окончания консерватории: быть ли композитором или же пианистом?

 

Выбор он сделал не сразу, стремясь в первое время совмещать и то и другое. Окончив консерваторию, Шостакович часто выступал во второй половине 20-х годов как пианист, давал сольные концерты (в программе Шопен, Лист, Бах); играл первый концерт Прокофьева, первый концерт Чайковского, концерты Шопена. Игра его отличалась глубиной и поэтичностью. В 1927 году он участвовал в Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве. Там его отметили почетным дипломом. Однако от славы концертирующего виртуоза он отказался, так как эта деятельность мешала композиции.

 

Поиски своих тем, своего стиля. Очень напряженными для Шостаковича были вторая половина 20-х - начало 30-х годов. Это время поисков своих стиля и тем, время напряженного творчества. Не только для Шостаковича, он и для всего молодого советского искусства это время было временем экспериментов и поисков.

 

Композиторы того времени спорили по различным важным для них вопросам. Более всего их интересовало, какими художественными средствами следует отображать глобальные перемены в жизни страны. Какие нужно избрать жанры и музыкальные средства выразительности для того, чтобы создавать музыку, и доступную народу, и отражающую современность?

Одни из них считали, что основными свойствами советской музыки должны быть наиболее простой, понятный язык, массовые жанры, оратории, песни, хоры. Они полагали, что сонаты, симфонии и прочие «чистые» формы чересчур сложны для широкой публики.

Другие же уверяли, что авторы не должны обеднять советскую музыку, отказываясь от сложных инструментальных сочинений и целенаправленно упрощая средства выразительности. Напротив, по их мнению, следовало использовать последние наработки как русских, так и зарубежных композиторов. Однако одновременно ценное содержимое в творчестве авторов часто не отделяли от чисто формальных, технических опытов.

Эта была переломная эпоха, в противоречивых тенденциях которой сложно разобраться. Но Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу несвойственна ограниченность. Он интересуется всеми жанрами и сторонами музыкального быта. Его разнообразные сочинения появляются одно за другим. И опера, и фортепианные пьесы, и симфонии, и балеты, музыка для кино и театра, песни - молодой композитор попробовал всё это. В этих сочинениях сплавлены вместе разные музыкальные впечатления: от песенок и бытовых танцев, от массовой музыки песен и маршей до современных вокальных и инструментальных произведений с характерно усложненным музыкальным языком. Шостакович находится под влиянием музыки Прокофьева, а также других современных композиторов, зарубежных и русских: Кшенека, Берга, Хиндемита, Стравинского. В Ленинграде того времени их музыка широко звучала, и Шостакович был с ней замечательно ознакомлен.

 

Все же произведения самого Шостаковича были порой несовершенны и неровны. Он искал новые ритмы и интонации. Его жажда воплотить современность в музыке побуждала его активно экспериментировать.

 

Вторую, написанную им в 1927-м году, симфонию Шостакович посвятил Октябрю, а третью, написанную в 1929-м году - Первому мая. Третья симфония интереснее, ярче по музыке. Знатоки слышали в ней бурление весенних демонстраций, дыхание площадей и улиц, интонации ораторских речей, грохот уличных оркестров и ритмы маршей. Тем не менее, в «Первомайской» симфонии отсутствовали стройность и целеустремленность музыкального развития, отличающие более зрелые сочинения Шостаковича. "Первомайская симфония" была лишь цепью зарисовок с натуры, однако очень живых и ярких. Любопытно, что в хоровом финале заметны мотивы «Песни о встречном», написанной для фильма «Встречный» немного позже - в 1932 году. Она называлась «Утренняя песня». Шостакович создал одну из первых массовых советских песен.

 

Таким образом, мы видим, что Шостакович сумел передать в музыке новизну своего времени уже в некоторых ранних сочинениях. Эта новизна касалась строительства социализма в СССР, и мелодии композитора несли с собой тогдашний энтузиазм, ощущение жизни, света, молодости и уверенного движения в будущее.

 

В тот же период в его творчестве возникла и несколько другая тема. В годы, когда Шостакович создал «Первомайскую» симфонию и «Песню о встречном», у него появились и опера «Нос», написанная по одноименной повести Гоголя. Кроме того, он создал и карикатурные портреты прогульщика, бюрократа, хулигана и вредителя в балете «Болт», поставленном в 1931-м году. Писал он и музыку к фильмам, в которой пародировалась пошлость мещанских вкусов. Шостаковича даже называли «музыкальным фельетонистом» за способность к карикатуре и хлесткость.

 

Кое-что общее есть в этих разных и по художественной ценности, и по сюжетам произведениях. Это общее - осмеяние того, что считалось пороками, доставшимися в наследство от прошлого, того, что Маяковский называл «обносками буржуев».

 

Тема эта была злободневной для всего советского искусства. Стремление к новому заставляло острее чувствовать несовместимость остатков буржуазных традиций с идеалами коммунистической идеологии. И. Ильф и Е. Петров также творили на эту тему - в своих знаменитых книгах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», которые появились в конце 20-х - начале 30-х годов. В. Маяковский также высказывался на эту тему. В его «Разговоре с товарищем Лениным» - произведении, написанном в 1929-м году, - есть такие строки:

 

«Товарищ Ленин, я вам докладываю

не по службе, а по душе.

Товарищ Ленин, работа адовая

будет сделана и делается уже.

Освещаем, одеваем нищь и оголь,

ширится добыча угля и руды...

А рядом с конешно, много,

Много разной дряни и ерунды.

...целая лента типов тянется.

Кулаки и волокитчики,

подхалимы, сектанты и пьяницы...»