портрет Шостаковича

Шостакович и Маяковский

 

Композитор и поэт познакомились в 1929 году. Причиной послужила постановка комедии «Клоп» в театре советского режиссера В. Э. Мейерхольда. Между прочим, молодой Шостакович руководил одно время в этом театре музыкальной частью

 

Шостакович вспоминал, как у него состоялось несколько бесед с Маяковским по поводу музыки к «Клопу». Первая из них произвела на него несколько странное впечатление. Маяковский спросил его: «Вы любите пожарные оркестры?». Шостакович сказал, что иногда любит, иногда нет. Маяковский же ответил, что ему больше нравится музыка пожарных, и что лучше написать к «Клопу» такую музыку, которую играл бы оркестр пожарных.

 

Шостаковича сильно огорошило это замечание, но после он понял, что за ним скрыта более сложная мысль. В последующем разговоре он выяснил, что Маяковский любит не только музыку пожарных, но и с огромным удовольствием слушает Листа, Скрябина, Шопена. Просто ему казалось, что музыка пожарного оркестра сильнее всего соответствовала бы первой части комедии.

 

Первая часть комедии завершается свадьбой «бывшего рабочего» Присыпкина с «нэпачкой» Эльзевирой Ренессанс. А еще пожаром. Огонь, в котором сгорает сборище мещан, приобретает таким образом символическое значение.

 

Музыку Шостаковича к «Клопу» Маяковский одобрил, но на этом их совместный труд и окончился, так как вскоре поэт трагически погиб. Несколькими годами раньше, а также и позже, в 1940-м году, Шостакович работал над симфонией памяти Ленина. Симфония писалась на текст поэмы Маяковского, правда, замысел осуществить не удалось. Однако если сравнить музыку к «Клопу» и творчество автора поэмы «Хорошо», а также зрелые произведения Шостаковича, появившиеся позже, можно увидеть признаки духовной близости между ними. Нетерпимость к мещанству, грубости, пошлости, утверждение красоты и чистоты человека, воодушевленного большим энтузиазмом, - всё это пропитывает искусство обоих великих художников.

 

Также оказало влияние на Шостаковича и контакт с новаторским театром Мейерхольда. Еще он писал музыку к спектаклям ТРАМу - Театру Рабочей Молодежи.

 

Опера «Катерина Измайлова». По повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович 1930-1932 годах сочинил одноименную оперу. Во второй редакции, идущей на сценах театров в не столь давнее время, опера называлась «Катерина Измайлова» - по имени главной героини.

 

Произведение Лескова привлекло Шостаковича «невероятно сильным изображением одной из мрачных эпох дореволюционной России». Содержание оперы заключается в нижеследующем. Купеческий быт, наполненный деспотичными жестокими люди. Катерина, жена купца Измайлова, пытается вырваться из своего окружения, так как жаждет подлинной любви. Но для достижения цели идет на преступление: Катерина неплохо усвоила обычаи окружающих ее людей. За убийство мужа и свекра ее осуждают. По пути на каторгу она накладывает на себя руки.

Шостакович изобразил Катерину как жертву ужасных условий жизни, разрушающих человека. Сила, с которой композитор обличает «мрачную эпоху», деформирующую человека, и музыкальная глубина, в которой показана трагедия совести Катерины Измайловой, раскрывают сильный гуманизм Шостаковича. В конце оперы, когда Катерина идет на каторгу по этапу и совершает самоубийство, ее трагедия сливается с народной. Хор каторжан ассоциируется с народными сценами из опер Мусоргского.

 

Подзаголовок этой оперы композитора - «трагедия-сатира». Это первое в творчестве Шостаковича сочинение подобной глубины и обличительной силы.

 

Оперу поставили в московском Музыкальном театре имени В. И. Немировича-Данченко и в Малом оперном театре в Ленинграде в январе 1934-го года. Но вскоре ее подвергли серьезной и притом несправедливой критике, так что она была снята с репертуара. Вновь опера вернулась на сцены только в конце 1962-го года. Она была поставлена в новой редакции в Москве и Ленинграде, имела огромный успех и была признана выдающимся явлением оперной литературы, как советской, так и мировой. После этого «Катерина Измайлова» шла во многих театрах  разных стран.

 

Тогда же Шостакович сочинил несколько инструментальных композиций, включая 24 фортепианные прелюдии. Они чрезвычайно различаются по характеру. Среди них находим театрально-праздничную, предвосхищающую скерцо из другой симфонии (в"- 15, ре-бемоль мажор), и - очень траурную (в"- 14, ми-бемоль минор). Находим и задумчивую, наполненную светлыми перекличками голосов (в"- 4, ми минор, в форме фуги) и - очень хлесткую пародию на мещанский танец (в"- 6, си минор). А прелюдия в"- 3 сама по себе контрастна - в спокойную тихую песню, вроде колыбельной, врываются в конце резкие драматические сигналы. Так в лаконичной форме прелюдии сосредоточены образы, которые еще не один раз встретятся в крупных сочинениях Шостаковича.

 

Драматические симфонии 30-х годов. Шостакович оттачивал и совершенствовал свой талант. В середине 30-х годов волновавшие композитора драматические идеи выразились в трех замечательных симфониях: четвертой, пятой и шестой.

 

Пятая симфония, классически законченная, является одной из вершин творчества не только ее автора, но и всей советской музыки, которая в годы перед войной уже расцвела: появились «Александр Невский» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева, инструментальные концерты Хачатуряна, шестнадцатая и двадцать первая симфонии Мясковского, песни Александрова, Дунаевского и другие сочинения советских композиторов.

 

Пятая симфония Шостаковича впервые зазвучала 21-го ноября 1937-го года в зале Ленинградской филармонии. Дирижировал Евгений Мравинский, который с того концерта стал первым исполнителем очень многих крупных сочинений композитора. Всеобщее впечатление от симфонии было колоссальным. Алексей Толстой написал о ней восторженную статью. А Фадеев отметил в дневнике «изумительную» силу ее эмоционального воздействия на людей.

 

Можно с уверенностью утверждать, что пятая симфония Шостаковича продолжает традиции  таких композиторов, как Бетховен и Чайковский. Они были великими мастерами, рассматривающими симфонию в качестве инструментальной драмы. И оба они отражали в симфониях современные им драматические конфликты. Бетховен обращал внимание слушателей на героическую борьбу человека, одушевленного идеалом «братства миллионов». Чайковский - на порывы к счастью и мучительные переживания современников Достоевского и Толстого.

 

Шостакович был советским художником. Он сформировался во время «напряженного драматизма процессов разрушения и созидания» (цитата из Горького). Время строительства социалистического общества и становления нового общественного сознания пришлось на 30-е годы. Но это и годы возникновения и роста фашизма в некоторых из европейских стран. Острое переживание Шостаковичем подобных событий и размышления над происходящим в мире породили пятую симфонию. В этой композиции живой, мужественный, мыслящий  Человек восстает против враждебных человечеству сил и утверждает себя в борьбе с ними и прочими подобными силами.

 

Начальная тема симфонии навевает ассоциации с глубокой, напряженной, обращенной к людям речью оратора и мыслителя:

 

В конце симфонии воплощено деятельное народное начало, полное грозной мощи.

 

После создания пятой симфонии, Шостакович приковал свое внимание к жанру драматической симфонии на ближайшие десять лет.

 

Однако его привлекали и камерные произведения. Композитор сочинил светлый «весенний» первый квартет и возвышенный гармоничный квинтет для альта, фортепиано, виолончели и двух скрипок. За этот квинтет Шостаковичу присудили Государственную премию.

 

Всего 33 года было композитору в 1939-м году, и к этому времени он уже стал профессором Ленинградской консерватории. У него учились Левитин, Свиридов, а позже, когда он в 1943-м году переехал в Москву,- Галынин и Караев. Организовывается «школа Шостаковича» - композитора, который оказывает огромное влияние на современников.