портрет Шостаковича

Сочинения военных лет.

22-го июня 1941-го года началась Великая Отечественная война - «историческая схватка... между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой»,- так писал Шостакович в своей статье в «Правде», где рассказывал о сочиненной им седьмой симфонии.

 

Это мощное произведение о нравственной силе и героизме советского народа, сражающегося с фашизмом, написано в июле - декабре 1941 года. Три первые части симфонии Шостакович сочинил в осажденном Ленинграде, когда буквально рядом грохотали разрывающиеся бомбы. В Куйбышеве он завершил финал. Шостакович покинул родной город, лишь подчиняясь приказу об эвакуации.

 

Впервые седьмая симфония исполнялась в Куйбышеве, потом в Москве и еще блокированном Ленинграде, куда партитуру доставили самолетом, а вскоре и за границей. Восхищение она вызывала всюду. «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой»,- писал американский корреспондент о седьмой симфонии, которую летом 1942-го сыграли в Нью-Йорке под управлением Тосканини.

 

Двумя годами после сочинения седьмой композитор завершил восьмую симфонию - грандиозную трагическую поэму о второй мировой войне. Он писал ее, будучи потрясен гибелью миллионов людей и их страданиями. Некоторые слушатели после первого исполнения симфонии нашли ее чересчур жесткой и мрачной. Однако на их вопросы нашлось резонное возражение: должна ли услаждать слух музыка, если она рассказывает о муках, о работе адской машины, о лагерях смерти Майданека или Освенцима, о силе Человека, ведущего борьбу со злом, и его великом гневе? Едва ли.

Восьмая симфония не позволяет забывать трагедию Великой Отечественной войны. Она высекает огонь из груди людей (Шостакович любит повторять эти слова Бетховена о назначении искусства). Она зажигает их ненавистью к фашистскому режиму - настоящему монстру XX века.

 

Для того, чтобы сочинить музыку, подобную седьмой и восьмой симфониям, необходимо колоссальное напряжение смелости и всех душевных сил. Это действительный подвиг.

 

Общественный деятель. Будучи человеком, принимающим все, что происходит в мире, близко к сердцу, Шостакович не мог быть «кабинетным музыкантом». Поэтому в послевоенные годы общественная деятельность отнимала у Шостаковича немало времени.

 

Он работал в Союзе композиторов. Вскоре его избирают депутатом Верховного Совета РСФСР, а после - и СССР.

 

В 1949-м году Шостакович вступил в Советский комитет защиты мира. Вместе с советскими кинорежиссерами, научными работниками, писателями его пригласили на Всеамериканский конгресс деятелей науки и культуры, выступающих против ядерной угрозы. Когда советская делегация прибыла на Мэдисон-сквер-гарден, где проходил тридцатитысячный митинг, зазвучала «Песня о встречном» - ею приветствовали делегацию. Выступив, композитор подошел к роялю и сыграл скерцо из своей пятой симфонии.

 

«...Чем больше книг, созданных в разных странах, прочтет человек, чем больше симфоний прослушает, чем больше картин и фильмов увидит, тем яснее ему станет великая ценность нашей культуры, тем большим преступлением покажется ему покушение и на культуру, и на жизнь ближнего и дальнего, на жизнь любого человека», - так сказал Шостакович в одном из своих выступлений, будучи убежден, что настоящая культура всегда служит человеку и миру.

 

Всемирный Совет Мира присудил Шостаковичу Международную премию мира в 1954, году. Тогда же ему присвоили почетное звание народного артиста СССР. В 1956-м году Шостаковича наградили вторым орденом Ленина. А в 1966 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.

 

Известность Шостаковича росла с каждым годом. Только лишь перечисление всех его наград и почетных званий, которые он получил в различных странах (от звания командора французского ордена искусства и культуры до доктора Оксфордского университета), заняло бы много места.

 

О том, как композитор относился к своей славе, хорошо сказал Ю. А. Завадский, известный советский режиссер:

 

«Мировое признание Шостакович принимает как «добавочную нагрузку» ответственности, он по-ребячьи чисто далек от взрослого обывательского честолюбия. Он едет открывать очередной фестиваль или пленум, потому что так велит ему долг, торопливо бежит кланяться после исполнения его сочинения не для того, чтобы насладиться аплодисментами, а чтобы не обидеть публику и оркестрантов, как бы поблагодарить за честь, которую оказали ему одни - исполняя его музыку, а другие - слушая».

 

Музыка для Шостаковича, как для Мусоргского, - средство для разговора с людьми о самых важных вещах.

 

Сочинения конца 40 - 60-х годов. После окончания войны прошла четверть века. Все это время Шостакович создавал многие сочинения в самых разнообразных жанрах, вплоть до оперетты («Москва, Черемушки»). Также он написал в 1947-м -  1948-м годах два выдающихся произведения. Это первый скрипичный концерт, посвященный первому исполнителю - Давиду Ойстраху - и вокальный цикл « Из еврейской народной поэзии » для контральто, тенора и сопрано в сопровождении фортепиано (эти вокально-драматические песни и сцены рассказывают о страданиях еврейского народа в России до революции и об их счастье в новой жизни в СССР).

 

В 1949 году Шостакович сочинил ораторию «Песнь о лесах» на слова Е. Долматовского. В этой работе композитор специально упростил свой стиль, использовав для этого свой опыт в области массовой песни.

 

К началу 50-х годов Шостакович написал замечательные и одновременно разные по характеру и жанру сочинения, такие как «Десять хоровых поэм», созданные на стихи русских революционных поэтов, и «24 прелюдии и фуги». Одно чисто вокальное произведение, для хора а капелла, другое - чисто инструментальное, фортепианное. Одно опирается на революционную песню, другое развивает традиции Баха.

 

Для Шостаковича довольно характерна такое разнообразная контрастность сочинений. То, что его творчество как бы «сплавлено» из многих «пород» является удивительной особенностью его творчества. Он умеет говорить открыто и просто, словно оратор, обращающийся к народным массам, и глубоко и сложно, словно поэт и философ. Один и тот же композитор сочиняет простую, и оттого легко запоминающуюся «Песню мира» (музыка к фильму «Встреча на Эльбе», на стихи Е. Долматовского), и, в 1954-м году, сложную десятую симфонию, где размышляет о судьбах народов после войны. Вот, например, музыка к фильму «Встреча на Эльбе»:

 

Шостакович никогда не переставал писать песни для кино. Список из фильмов, к которым он писал музыку, огромен. Здесь и «Овод», и «Человек с ружьем», «Гамлет», «Молодая гвардия», и многое другое. В музыке к нескольким фильмам 30 - 40-х годов Шостакович вновь обращался к русским революционным песням. Позже это отразилось в его симфониях. С особенной силой и широтой - в программной одиннадцатой симфонии 1957-го года. Она была посвящена Первой русской революции и называлась «1905 год». Озаглавлена и каждая из ее 4-х частей: первая - «Дворцовая площадь», вторая - «9 января», третья - «Вечная память», четвертая -«Набат».

 

Шостакович использовал в своей симфонии отдельные обороты и мелодии революционных русских песен («Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали» и прочих). Однако он не просто цитирует их. Мелодии песен здесь свободно развиваются симфонически, так, словно это собственные темы художника. Шостакович - первый из советских композиторов, который добился тесного слияния средств современной симфонической музыки с революционной песенностью.

 

Четкая и яркая музыка симфонии ассоциируется с драматическим фильмом, рассказывающим о событиях революции. За одиннадцатую симфонию Шостаковичу присудили Ленинскую премию.

 

В 1961-м году Шостакович написал двенадцатую симфонию «1917 год», к XXII съезду КПСС. Симфония посвящена памяти В. И. Ленина, и, написав ее, композитор осуществил свой давний замысел написать сочинение о главаре революции. Через 10 лет он создал цикл для мужского хора а капелла из 8-ми баллад «Верность», на стихи Е. Долматовского.

 

История и современность, борьба русского народа за освобождение в далеком и недавнем прошлом - все эти темы очень интересовали Шостаковича в 50-60-е годы. Он раскрыл важную страницу русской истории XVII века в вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» (на стихи Е. Евтушенко) с точки зрения сегодняшнего наблюдателя. Суровый способ композитора изобразить народ и историю в поэме «Казнь Степана Разина» и одиннадцатой симфонии заставляют сравнить его с Мусоргским. В 50-60-е годы Шостакович стремился к особенной конкретности и ясности осуществления своих замыслов. Поэтому-то он вводит даже в симфонию поющую речь слова.

 

На стихи Е. Евтушенко Шостакович написал тринадцатую симфонию. Она была создана для оркестра, мужского хора и баса. Здесь темы, вообще характерные для творчества Шостаковича, развиты по-новому. Например, в первой части, с заголовком «Бабий яр», обличается расовая дискриминация как социальное зло. А в пятой части, последней, с заголовком «Карьера», высмеиваются приспособленцы и карьеристы. Что вполне в традициях Маяковского. Кроме того, композитор воспевает люди бесстрашного подвига в труде и науке, которые ведут к будущему всё человечество. Об этом будущем рассказывают заключительные страницы тринадцатой симфонии.

 

Для баса, сопрано и камерного оркестра в 1969-м году написана четырнадцатая симфония. Это одно из глубочайших философских сочинений композитора. В этом сочинении утверждается огромная ценность жизни человека. Летом 1971-го года Шостакович сочинил последнюю, пятнадцатую симфонию.

 

Замыслы композитора часто неожиданны и разнообразны. Его когда-то прозвали «музыкальным фельетонистом», и не зря. Ведь помимо всего прочего ему принадлежат и сатирические песни на тексты из журнала «Крокодил».

 

Шостакович - философ и лирик - с особой тонкостью и глубиной раскрывает себя в квартетах, которые он создавал параллельно с вокальными и оркестровыми сочинениями. Всего он создал 15 квартетов.

 

В прекрасном вокальном цикле, написанном на стихи Блока, композитор говорит о бессмертии творчества и красоты. Говорит он об этом и в некоторых частях четырнадцатой симфонии.

 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович скончался 9 августа 1975 года.

 

Все творчество Шостаковича - это колоссальное богатство, открытое для всех, кто пожелает дотронуться до подлинного искусства наших дней. Дмитрий Дмитриевич напомнил в одном из своих выступлений слова Николая Островского о том, что жизнь дается человеку лишь однажды и её надо прожить достойно. Его музыка, проникнутая страстным гуманизмом, и призывает нас к этому.